Использование в коррекционном процессе разработанной нами компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности школьников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие.
Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью
Педагогический словарь
ИНФОРМАЦИЯ –
(лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомленность) — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.
КОММУНИКАЦИЯ — путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.);
форма связи (напр., телеграф, радио, телефон); акт общения, связь между двумя или более индивидуумамиоснованные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
массовая к. — процесс сообщения информации с помощью технических средств… численно большим, рассредоточенным аудиториям.
ТЕХНОЛОГИЯ –
(от греч. tchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства
Таким образом
ИКТ - это технология доступа к различным информационным
источникам (электронным, печатным, людским,
инструментальным) и инструментам совместной
деятельности, направленная на получение конкретного
результата (в нашем случае - образование).
Классификация образовательных средств ИКТ:
1. По решаемым педагогическим задачам
2. По функциям в организации образовательного процесса
3. По типу информации
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе
5. По форме взаимодействия с обучаемым
Образовательные средства ИКТ, способствующие решению педагогических задач:
средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
Образовательные средства ИКТ, способствующие функциональной организации образовательного процесса:
информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
поисковые (каталоги, поисковые системы)
Образовательные средства ИКТ, различающиеся по типу информации:
электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно- и учебно-методические материалы);
электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические идинамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания
Образовательные средства ИКТ, различающиеся по формам применения:
урочные;
внеурочные
Образовательные средства ИКТ, различающиеся форме взаимодействия с обучаемым:
технология асинхронного режима связи – «offline»;
технология синхронного режима связи – «online».
Список логопедических сайтов:
1 www.logoburg.com
2 www.logoped.org
3 logopediya.com
4 www.logoped.ru
5 logopedinform.narod.ru
6 logobaza.narod.ru
7 www.vasha-nadezhda.ru
8 www.logoped-sfera.ru
9 www.logopunkt.ru
10 logoped18.narod.ru
11 logoped.od.ua
12 www.logoped-diakova.ru
13 www.defectolog.ru
14 logopedorenbyrg.ucoz.ru
15 dictor.ru/g-zaikanie
16 logoped-surgut.ru
17 www.dyslexia.ru
18 www.ikprao.ru
19 www.eii.ru
Список образовательных сайтов:
http://www.pedsovet.su/
http://www.it-n.ru/
http://www.edu.ru/
http://www.pedsovet.org/
http://www.zavuch.info/
http://www.nachalka.com/
http://www.school-collection.edu.ru/
http://www.uroki.net/
http://www.uchitel.moy.su/
http://www.km-school/
http://www.schools.perm/
www. katalog.iot.ru
http://www.window.edu.ru/
http://www.eor.edu.ru/
http://www.gnpbu.ru/
www. bgunb.ru
http://www.1september.ru/
http://www.school.edu.ru/
www.cbs.pskov.ru/edu.htm
Вывод:
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.
Спасибо,
за внимание!
Литература:
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:
ВЛАДОС, 1994. - 125с.
2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
3. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии //Вопросы логопедии. М.:
Просвещение, 1978. с. 27-37.
4. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.
5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
7. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.
8. Мамайчук И. И., Пятаков Р. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. //Дефектология. 1990. - № 3. с. 23.
9. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности у детей с
церебральным параличом. //Дефектология. 1973. - № 6. с. 21.
10. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
11. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения:
проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.
12. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.
13.Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41
Комментариев нет:
Отправить комментарий