Логопед-дефектолог, имею два высших образования, опыт работы (в частных и государственных учреждениях ) практически со всеми категориями детей, имеющих проблемы в развитии.
Из слабости возникает сила, из недостатков - способности.

среда, 17 февраля 2010 г.

Когда ребёнок должен заговорить?

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет.
В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже представлена таблица, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.


Динамика формирования речи в онтогенезе
Форма речи Примерный возраст появления


1 Интонирует крики (Вы можете различать крики удоволь¬ствия и неудовольствия) 1-2 мес.

2 Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или само¬стоятельно произносит отдельные сло¬ги, как будто играет с ними) 1,5-3 мес.

3 Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам про¬износит что-то похожее на слова, но со¬стоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес.

4 Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех от¬крытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) 8 мес. — 1 год 2 мес.

5 Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) 1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.

6 Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называ¬ется) 1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.

7 Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.

8 Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.

9 Ребенок активно общается с хорошо зна¬комыми ему взрослыми 1 мес. — 1,5 мес.

10 Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.

Комментариев нет:

Отправить комментарий