Логопед-дефектолог, имею два высших образования, опыт работы (в частных и государственных учреждениях ) практически со всеми категориями детей, имеющих проблемы в развитии.
Из слабости возникает сила, из недостатков - способности.

суббота, 21 января 2012 г.

Памятка для родителей будущих первоклассников

 
Уважаемые родители!
Ваш ребенок с 1-го сентября пойдет в школу… Учеба – это новый вид деятельности, в которую он должен постепенно включиться. Немалую роль в адаптации к школьной жизни играет степень развития речи вашего ребенка.
К 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки речи, не путать их, а, значит, у него должен быть хорошо развит фонематический слух. Фонематический слух – это особый слух на звуки, который помогает понимать звучащую речь, улавливать тонкие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.
Если у ребенка есть нарушение произношения звуков и недостаточно развит фонематический слух, то ему может быть трудно научиться читать и писать, т.к. он нечетко слышит звучащую речь, не может правильно продиктовать себе слово, предложение.
Для того, чтобы понимать учителя, малыш должен обладать достаточным словарным запасом, понимать значение сказанных слов и смысл предложений, в собственной речи уметь выражать свои мысли сложными предложениями, правильно согласовывать слова в них.
Часто на логопедический пункт при школе зачисляются дети, речь которых характеризуется не только нарушениями в произношении звуков, но и бедным словарным запасом (дефектологи и логопеды употребляют в этом случае выражение словарный запас ограничен бытовой тематикой) и плохо развитой связной речью, в которой наблюдаются многочисленные аграмматизмы (пропуски предлогов, неумение согласовывать прилагательные с существительными – рябинай ветка, соломена шляпа, употребление неправильных окончаний у слов). Почти всегда такие нарушения речи сочетаются с негрубым повреждением мозговых структур, которые проявляются не только в речевых нарушениях, но и в нарушениях равновесия, координации движений, слабо развитой общей моторики (не умеют маршировать, ловко ловить мячик, прыгать на одной ноге без поддержки и т.п.) и мелкой моторики пальцев рук, в снижении умственной и физической работоспособности, утомляемости, нарушении памяти, внимания, повышенной возбудимости.
В таких случаях логопедическая помощь будет более эффективной, если она будет проводится в комплексе с медикаментозным лечением, назначенным детским психоневрологом. Поэтому, если логопед дает направление к данному специалисту, прошу отнестись к этому со всей ответственностью.

Сроки и темпы овладения правильной речью носят индивидуальный характер, зависят от сложности речевых нарушений, от индивидуальных особенностей ребенка (физиологических и психических). Однако, очень важным условием успеха логопедической работы является заинтересованность в этом родителей и их регулярные занятия с ребенком по заданию логопеда по закреплению правильного произношения поставленных звуков.
Некоторые родители считают речевые проблемы своих детей издержками возраста. Приводят массу оправданий речевым недостаткам, припоминая всех родственников, которые в детстве плохо говорили, приводя в пример и себя. Часть родителей считает, что если логопед занимается, то мне не надо вмешиваться в это дело. Часто бывает так, что звук у ребенка поставлен, и изолированно он произносит его правильно, но в речи продолжает искажать или заменять только потому, что отсутствует поддержка родных, результат не закрепляется. В возрасте 6-7 лет у ребят еще недостаточно развит самоконтроль, в том числе и за собственной речью, и только взрослые, которые непосредственно находятся рядом с ребенком, могут помочь ему следить за произношением, поддержать одобрительным словом и внушить уверенность в успех.
С родителями, которые заинтересованы в своевременной помощи ребенку, сотрудничать всегда приятно. Как правило, дети в таких семьях быстрее достигают хороших результатов, быстрее начинают чисто говорить.
Некоторые ребятишки продолжат занятия с логопедом в школе, поэтому хочу напомнить, что связь с родителями поддерживаю через тетрадочки-дневнички для домашних заданий. Как правило, домашнее задание заключается в том, чтобы закрепить правильное произношение звука в предложенном речевом материале. Задания являются рекомендательными для тех, кто уже начал достаточно хорошо произносить звуки в словах и предложениях, поэтому можно такому малышу давать дополнительный речевой материал на ваше усмотрение: это могут быть стишки, пословицы, поговорки, короткие рассказы, насыщенные данным звуком. Для достижения наилучшего результата занятия по закреплению правильного произношения следует проводить 1-2 раза в день по 10-15 минут, первое время перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильное положение органов речи.
Если рекомендации логопеда выполняются от случая к случаю, а то и вовсе не выполняются, то быстрого результата ждать не приходится, а, скорей всего, что его и не будет.
В 1-ом классе логопедические занятия предусматривают усвоение ребенком всех основных понятий программы по русскому языку за 1 класс. В соответствии с положением о школьном логопункте на него в первую очередь принимаются дети, речевые нарушения которых будут мешать им успешно усваивать данную программу. Поэтому школьников, у которых нарушено только произношение отдельных звуков (например, л, р, межзубное произношение звуков с, з, ц, ш, ж), логопед имеет право не брать на занятия, если логопункт переполнен, и оказывать только консультативную помощь. Поэтому, уважаемы родители, старайтесь устранить проблемы звуковой стороны речи в дошкольный период.
Одно из необходимых условий предупреждения нарушений письма – раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Проверьте, испытывает ли затруднения ваш ребенок дошкольного возраста, даже при внешнем благополучном произношении всех звуков, при выполнении следующих заданий:
  1. Выделить первый (последний) звук в слове.
  2. Определить разницу между правильным и неправильным произношением звука.
  3. Воспроизвести за взрослым слоги типа: «па-па-ба», «са-ша-са» и т.п.
  4. Выделить звук («хлопни в ладоши, когда услышишь звук с») из ряда других звуков т, с, ц, ч, ш, с
  5. Выделить из ряда слогов слог с определенным звуком (например, слог СА из слогов ЗА, ША, СА, ЧА, ЩА)
  6. Определить наличие звука в слове (например, звука с в словах санки, шуба, зонт, носки)
  7. Назвать слова с заданным звуком.
Если ваш ребенок затрудняется в выполнении данных заданий, Вам необходимо проконсультироваться у логопеда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий